«Защитник и покровитель града»

(Посвящается  385 - летию со дня рождения города Ирбита)

Если вы бывали в историко-этнографическом музее города Ирбита, то, несомненно, не могли пройти равнодушно мимо высокой деревянной скульптуры Святого Николая Чудотворца, которая размещена в экспозиции "Спасенные и сохраненные реликвии" (здание на ул. Кирова, 74).

Николай Чудотворец неожиданно возникает в свете лампы и приковывает ваш взгляд своим величием. О том, как попала скульптура в наш музей и почему стояли когда-то в храмах Урала деревянные изваяния православных святых, -  наш рассказ.

Наш край, до распространения в нем христианства, населялся финно-угорскими племенами: остяками, вогулами и пр., культ которых состоял из поклонения деревьям, камням, огню и т.д. и отдельным изваяниям идолов. К появлению новой религии коренные жители отнеслись настороженно, очевидно, традиционные верования были сильнее.                                                                                  Особым уважением и популярностью у вогулов и остяков пользовался только святой Николай Чудотворец.На иконе Николая Чудотворца  местные жители приносили клятвы. Говорят, что до сих пор жителям севера во сне приходит седобородый старец и предостерегает их об опасности.

 Николаю Чудотворцу, покровителю промыслов «Сядай Миколе», приносили кровавые жертвы и одновременно с ними ставили церковные свечи. По толкованию и представлению шаманов,  Микола охранял на охоте человека от хищных зверей, каким-то образом давал человеку знать, что ему грозит опасность при охоте на бурых медведей, диких оленей. Этот дух-покровитель помогал при ловле птиц.

Николай Чудотворец - вообще самый прославленный в христианском мире святой, родился в Малой Азии в III веке. Будучи архиепископом города  Миры в Древней Ликии (Мирликийский), святитель, прославился не только своими чудесами, но и необычайной добротой, милосердием, справедливостью и скромностью. Святой Николай издавна почитался как покровитель путешественников и мореплавателей, защитник городов и крепостей.

При распространении христианства необходимость (по традиции) иметь в храме идола, теперь христианизированного, стала главным толчком к возникновению в крае целой школы создателей деревянных скульптур. Уральские резчики, чьи имена остались, за небольшим исключением, неизвестны, жили в основном на пермских землях.                           

В 17 веке школа  отражала влияние московской иконописи. С 18 века в нее проникают приёмы барокко и западноевропейские иконографические типы.  

Язычество с трудом уходило с уральских земель. Православные священники разрешали своим прихожанам вырезать из дерева святых и им молиться. Они хотели сохранить паству. Так православные Боги появились в церкви. И хотя было несколько постановлений Синода, повелевавших убрать «деревянных идолов» из церквей, искоренить традицию все же не смогли.

В начале 19 века, в России, после войны с Францией, после походов в Европу, поднявших культуру  России, после появления революционного движения, вылившегося даже в восстание «декабристов», настала пора реакции -  появился мистицизм. Тогда грубые идолы-божества – деревянные скульптуры, правительством было приказано убрать из храмов, вследствие чего во многих местах статуй  не сохранилось.

В наши дни деревянных Богов можно увидеть в музеях Перми, Кудымкара, Чердыни, Соликамска, Кунгура. В фондах Пермской художественной галереи сохранилось 370 деревянных статуй. Эти экспонаты бесценны, о них написано множество книг и публикаций.

Хранящееся в нашем музее изображение  Николая Чудотворца было создано в конце XVII -  начале XVIII века неизвестным русским мастером-резчиком. Уникальная православная скульптура  пережила 3 века и чудом сохранилась на Ирбитской земле!

Образ святого поражает лаконизмом в деталях, внутренней силой и особой религиозной одухотворенностью. Мы видим народное представление о очеловеченном божестве, очень искреннее и чистое.

«Нашего» Николая Чудотворца вырезали из дерева тогда, когда первые русские переселенцы только – только пришли на ирбитские земли, построили избы, обнесли их частоколом и стали упражняться в торговле.

У первопроходцев, наладивших контакт с хозяевами здешних мест - вогулами, а также у русских мореходов и рыбаков, покровителем и заступником был также Николай Чудотворец.     

Купцы обращались к нему за покровительством при заключении сделок и торговых договоров,  а крестьяне искали в нем заступника «от всяческого зла». Несомненно, именно Николай Чудотворец считался многие столетия духовным покровителем будущего града Ирбита с его, ставшей знаменитой на весь мир, Ирбитской ярмаркою.

Как рассказывает старейший научный сотрудник нашего музея, Степанова Дарья Степановна, скульптура Святого Николая была передана в музей жительницей села Килачево, Ирбитского района, Кристиной Васильевной Степановой. Во времена советской власти, с риском для жизни,  образ хранился тайно, на чердаке дома ее отца.

Примечательно то, что святой изображен в позе защитника града. В правой руке он держал меч (ныне утрачен), а на ладони левой руки некогда стоял маленький деревянный храм. Впервые такой воинственный образ появился в пограничном городе Можайске и с тех пор его так и называют - Святой Николай Можайский.  Этикетка именно с таким название стоит в витрине ирбитского музея.

В какой невидимой миру схватке потерял «ирбитский» Святой Николай Можайский часть руки и свой меч, мы не знаем, да и имя резчика и живописца, создавшего скульптуру, исчезло в веках.                                                             

Но стоит святой, Чудотворец, в витрине музея и незримо охраняет покой родного города, как и триста лет назад!                                       

Мудро и проникновенно смотрят на нас его лучистые глаза, все понимая и прощая.

            Старший научный сотрудник ирбитского историко-этнографического музея

                                                                                                                           Пластинина Н.К.