Ваза. Китай. XIX век. Фарфор. Надглазурная роспись золотом.

 Изысканностью и декоративностью отличается монохромная роспись амфорообразной вазы, созданной неизвестным мастером, предположительно в 1851-1861 годах (период Сян Фын), исполненная в стиле «blackmirror» - «черное зеркало»,

Сосуд несет на себе изображение дракона и солнца среди облаков. Сначала ваза была покрыта зеркально-черной глазурью, затем, на ее бока, тонкой кистью, золотом, было нанесено изображение существа, которому комфортно в воздухе, в огне, в воде, под землей.

Золотой, небесный дракон – покровитель императора, такой, каким его описывают, китайские мудрецы – желтого цвета, с огромной золотистой гривой свободно расположился среди облаков. Рядом с ним – золотое солнце, внутри солнечного диска – убывающий месяц. У донышка вазы – знаки земли и воды.

Считается, что изображение небесного дракона приносит счастье. В древности только император имел право носить одежду с изображением девяти желтых пятипалых драконов. Нарушение этого закона каралось смертью. Образ желтого (золотого) дракона возник в эпоху правления династии Хань, превратившись в эмблему императорской власти.

Парящий среди облаков или плывущий среди волн и, в то же время, объятый языками пламени, дракон являет собою единение противоречивых стихий: неба и земли, огня и воды, является символом перемен. В Китае считается, что в день весеннего равноденствия дракон взлетает в небо, а в день осеннего равноденствия ныряет в бездну.

В старину мастера декоративно-прикладного искусства Китая, исполняя роспись по фарфору, соблюдали символику цвета Согласно канонам, черный – цвет зимы, Севера, стихия воды.

Желтый (в данном случае золотой) – цвет окончания лета – времени созревания урожая, цвет стихии земли, символ центра, (Срединной империи), цвет небесного дракона.  

Роспись амфорообразной вазы могла, соответственно, означать взаимодействие мужского Ян и женского Инь начал, поскольку желтый дракон считался существом, объединяющим их.

Таким образом, дракон, изображенный, как в данном случае, в центре композиции, символизирует, согласно традициям, саму жизнь.

Старший научный сотрудник МКУК "Историко-этнографический музей" Устьянцева Елена Владимировна