Статья. Нововведение в школе: логарифмическая линейка.

«Вычисление посредством линейки должно прочно войти в обиход учащихся и применяться на уроках математики, физики, химии и других предметах»

                                                                                                                     (Из школьной программы)

 

Далеко немногие вспомнят сейчас о той «загадочной» логарифмической линейке, которую внедряли в школах в 60-е годы прошлого столетия. Ушли в историю и «Школы рабочей молодёжи». 13 февраля 1963 года (50 лет назад) председатель Ирбитской политехнической секции школы рабочей молодёжи В. Лаптев опубликовал статью в газете «Коммунар», которая печаталась под рубрикой «На школьные темы».

«Класс живет обычной жизнью. Юноши и девушки, работники стекольного, мотоциклетного заводов, швейной фабрики и других предприятий города, склонились над тетрадями. Еще несколько часов назад все они были хозяевами своего положения: варили стекло, изготовляли детали, собирали мотоциклы, месили раствор, разводили колер. Делали общее, нужное и в то же время разное, каждый свое, сейчас они решают одну и ту же задачу. В классе тишина. Слышно как скрипят перья. Но вот негромкий, но уверенный восторг: «Есть!» И сразу класс словно оживает.

«Есть» - сказал Ю.Петров, мастер стекольного завода. Он первым решил задачу. Причем вычисления он делал без ручки и бумаги. За ним быстро и правильный ответ получил ученик Н. Реутов, мастер мотоциклетного завода. Неплохо справились с задачей и «кадровые» ученики школы Б. Волгин, Л. Шахов, И. Еремин, Г. Бессонов и др.

В чем же разница, почему одни учащиеся решили задачу быстрее, а вторым пришлось думать дольше? Прежде чем раскрыть «секрет», сделаем маленькое отступление.

В неисчислимых отраслях народного хозяйства нашей страны все чаще и чаще применяются автоматические устройства: машина управляет машиной. Такое быстрое развитие науки и техники требует быстрой обработки числовых данных, полученных в результате практической деятельности. Бурное развитие кибернетики, электронно-вычислительной аппаратуры способно заменить труд многих тысяч вычислителей. Электронно-вычислительная техника находит широкое применение не только в математике, астрономии, физике, но и в медицине, биологии и других науках. При таком росте науки и техники становится невозможным сохранять только письменные и устные вычисления в школе. Вот здесь и может на помощь прийти логарифмическая линейка. Применение линейки не только на уроках математики, но и физики, и химии, и других уроках высвободит массу драгоценного времени и привьет вкус к технике инструментальных вычислений. Многие учащиеся нашей школы успешно пользуются логарифмической линейкой на уроках. А мастер завода Н. Реутов не расстается с линейкой для вычислений и в цехе, она его верная помощница в производственных делах.



Недостатков у нас еще много. Мало учащиеся считают на логарифмической линейке на уроках физики, химии, иногда и на уроках математики, а ведь это приспособление стало для большинства учащихся надежным помощником в учебе. Когда учитель не приносит на урок логарифмические линейки, учащиеся требуют их.

Мне думается, что тут дело не только в том, что без такого удобного счетного инструмента, как логарифмическая линейка, затрудняется решение задач. Жизнь, наше время, когда на первый план выдвинута экономика, проблема «математика и жизнь» приобретает особое значение. Для тех, кто повседневно, ежечасно решает главную задачу, поставленную в Программе партии, - уметь считать, уметь экономить в большом и малом – очень важно.»

Наверняка, кто-то из упомянутых в статье «Коммунара» людей прочтет эти строки и вспомнит тех, кто учился с ними в школе рабочей молодежи. Но вот интересно, а смогут ли они вспомнить как считать на логарифмической линейке, которую найти сейчас можно, разве что, в музее?

 

Научный сотрудник историко-этнографического музея Алексеева Е.Г.