История одного предмета

В Ирбитском историко-этнографическом музее каждый посетитель может увидеть простой на первый взгляд стул, который в середине двадцатого века стоял во многих домах. В настоящее время это уже музейный предмет.

 

 

 В чем необычность данного экспоната? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо тщательно осмотреть объект. Если перевернуть стул к верху ножками, то с внутренней стороны царги (деталь куда крепятся ножки) можно разглядеть выжженную надпись:

 

 

 Затем необходимо установить, что она обозначает. Для этого мы познакомимся с историей гнутой мебели…

Из гнутой древесины в разные времена делались лыжи, сани, бочки, лодки, но именно венский краснодеревщик Михаэль Тонет (1796-1871) разработал подобную технику для создания мебели и применил ее в фабричном производстве.

 

 

 История венского стула началась с создания новой технологии обработки дерева гнутьем: распаренную водяным паром или вымоченную в кипящей жидкости древесину выгибали в разных направлениях, придавая ей любые формы.

До конца XIX века было произведено 50 миллионов дешевых и практичных стульев. На них сидели в Европе и в Америке, их узнала и Россия. В начале XX века каталоги фирмы «Тонет» включали около 1200 моделей, фабрики производили почти 2 млн. изделий в год.

История мебельного производства насчитывает немало блестящих имен, но Михаил Тонет (Michael Thonet) занимает в ней особенное место, как человек внесший революционный вклад в развитие дизайна, технологии и организации производства.

Тонет родился в 1796, г. Boppard на Рейне (Германия), умер в 1871 в Вене (Австрия).

Михаил (Михаэль) Тонет включен первым номером в список из семи самых выдающихся конструкторов Германии.Он имел 5 сыновей, в руки которым и передал дело своей жизни. Наследники не ударили лицом в грязь, а напротив, творчески развили его идеи. Благодаря выдающимся успехам предприятия, фирма «Тонет» должна была бы неоднократно попасть в книгу рекордов Гиннеса.

В России, как и по всей Европе, венская мебель начала свое победное шествие с гастрономических и увеселительных заведений. Легкие удобные стулья особенно подошли для кафе, которые стали появляться в это время.

На рубеже XIX-XX вв. уже все общественные места и места досуга обставлялись венскими стульями - кабаре и кинозалы, кафе и театры. Затем - залы Государственной Думы, конторы и учреждения, учебные заведения и даже вагоны-рестораны.

Многочисленные стулья, кресла-качалки и прочие гнутые изделия вписались и в купеческие интерьеры, и в жилища аристократов, и в скромные квартирки простых горожан, оказались очень кстати на дачных верандах и в садах имений.

Деятельность представительств фирмы "Тонет" в России прекратилась в 1917 году, магазины и склады были закрыты. Но миллионы венских стульев и прочих предметов гнутой мебели остались в домах.

В том числе и в Ирбите во времена ярмарки можно было приобрести мебель этой фирмы, доказательством тому служат объявления в различных печатных изданиях. Например, в справочной книжке «Ирбитская ярмарка» на 1897 год можно найти такое объявление: «Оптические и галантерейные магазины А.Н.Захо в Екатеринбурге, Оренбурге и Ирбитской ярмарке склад венской гнутой мебели фабрики братьев Тонет».

 

 

 В Советском Союзе в середине двадцатого века гнутую мебель выпускали сначала артели, а затем и фабрики. По внешнему виду изделий сложно было определить, кто производитель, но если внимательно изучить каждый сантиметр, то можно найти и отличительные особенности (например, вид креплений) и этикетки или клейма, как в нашем случае.

 

 

 Возможно, и в вашем доме есть предметы, которые хранят в себе секреты прошлого.

Научный сотрудник Ирбитского историко-этнографического музея Алексеева Е.Г.