«Ирбитская заступница» – икона Иверской Богоматери.

«... А вон за тою дверцей,

Куда народ валит, —

Там Иверское сердце,

Червонное горит!"

Марина Цветаева,1916 год.

Несколько столетий был знаменит город Ирбит своей зимней ярмаркой. Охраняли его покой и благополучие не только власть земная, но и как говорили очевидцы, незримые многим «силы небесные». История будущего города началась в далеком 1631 году…

     Первые русские переселенцы пришли на ирбитскую землю в начале 17 века            (1631-32 гг.). Богатство края лесами и пушниной и открытие в те времена соликамцем Артемием Софоновым (Бабиновым) новой дороги чрез эти земли в Сибирь способствовали быстрому заселению территории. Основным занятием переселенцев было земледелие.

    Центральное положение Ирбитской слободы среди других русских слобод, судоходность р. Ницы, местные природные богатства, безопасность проложенного Бабиновым пути из России в Сибирь и, наконец, праздник в слободе в день Богоявления Господня (в первых числах января месяца), положили начало Ирбитской зимней ярмарке. Она развивалась так быстро, что в 1643 г., т. е., через 11 – 12 лет после основания поселения, Царь Михаил Федорович особым указом утвердил ее существование.

    Сердце любой ярмарки - Гостиный двор с торговыми лавками. В 1686 году появился первый указ о строительстве в слободе гостиного двора.  Торговля процветала, росли прибыли, множество торговых гостей прибывало на ярмарку из разных стран. Жители слободы имели с ярмарки значительную прибыль. Большинство из них оставили занятие земледелием и стали жить на доходы от приёма приехавших гостей. Началось активное городское строительство, в том числе православных храмов в черте города.

После событий пугачевского бунта, когда защитники Ирбитской слободы дали жесткий отпор бунтовщикам, сама императрица Екатерина II, 3 февраля 1775 года подписала Указ, согласно которому слобода приобрела статус города. Но судьба переменчива…

После городского пожара 1789 года, чтобы не потерять ярмарку, ирбитчанам пришлось возвести новый деревянный гостиный двор с 410 лавками.  Уже через несколько десятилетий, в 1802 году, состоялась закладка последнего, нового и надежного каменного гостиного двора, с «обращением всех выгод от его эксплуатации на нужды города». Гостиный двор был открыт в 1808 году.

 Очевидно, после 1808 года (во 2й половине XIXвека?), в центре комплекса гостиного двора, появилась на ирбитской земле небольшая каменная часовня Иверской иконы Божьей Матери. Наш рассказ сегодня именно о ней.

Говорят, что ставили ее когда-то на месте высохшего озерка. Этот факт далеко не вымысел. Грунтовые воды до сих пор не покинули это место. Несколько лет назад, во время расчистки грунта, на месте бывшего клуба АПЗ (ул. Революции, 27) забил приличный фонтан воды, заставивший, как пишет в своей книге «Прогулки по Ирбиту», В.К. Аникин, «заглянуть строителей в старые карты города».

В XIX веке в России был очень распространён тип часовни в виде кубического объема, перекрытого четырёхскатной крышей с луковичным завершением. Ирбитскаячасовня, квадратная в плане, с многоскатной крышей, являлась именно таким вариантом. Ее размеры по наружным стенам, очевидно, не превышали типовые 6,4 х 6,4 м (три сажени). Такие часовни имели один или два входа с выступающими наружу ступенями и крыльцом. Как и все часовни, построенные на площади, она обладала большой архитектурной выразительностью. Стены ее украшали сводчатые арки и проемы с ростовыми изображениями библейских персонажей или святых.

Но самое главное – внутри часовни находилась особо чтимая ирбитчанами, купечеством и иноземными гостями ярмарки православная реликвия – Образ Иверской иконы Божьей Матери.

Это был неизвестный нам список со святыни Иверского (грузинского) монастыря на Афоне - иконы Божьей Матери (Одигитрии), впервые упоминать о которой начали еще в конце X века. Она помещается при входе в монастырь при вратах, место определенное самой Богородицей, почему сия святая икона и называется «Вратарницей» или по-гречески «Портаитиссой». Святыня грузинского монастыря - являла чудеса, исцеляла болезни, помогала отчаявшимся обрести веру, повсюду несла умиротворение и любовь, у нее брали благословение на всякое важное дело.

Первый список с прославленной Иверской иконы был привезен на Русь осенью 1648 года. Написание этой иконы сопровождалось постоянными церковными службами, иконописец держал строгий пост, принимая пищу только по субботам и воскресеньям.

Прославление образа Иверской, поддержанное патриархом Никоном, отражало стремление очистить русское православие путем обращения к греко-римским святыням. Почитание иконы постепенно стало общероссийским явлением.

Списки иконы Иверской Богоматери в XVIII – XIX веках уже заказывали и подносили в качестве вкладов или даров во многие церкви и монастыри всей России. Иверской иконе посвящались храмы и приделы к ним.  

К великому сожалению, в первые годы Советской власти ирбитская часовня была разрушена. Все драгоценное убранство часовни было изъято властями и бесследно исчезло. Чтимая икона Иверской Богоматери пропала. А ведь когда-то она считалась главной святыней и заступницей Ирбита и ярмарки. Существовало поверье, что приехав на ярмарку, нужно обязательно пройти под сводами часовни, сотворив молитву, обратить взор свой и мольбы к чудотворной иконе, тогда непременно мир и благополучие воцарятся в семье, а дела, в том числе и торговые, будут успешны.

При открытии Ирбитской ярмарки от всех церквей со своими иконами и хоругвями в Ирбите проходил крестный ход. Шествие возглавлял епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Оно заканчивалось именно возле ча­совни в Гостином дворе. Икона всегда предваряла открытие знаменитой ярмарки. Служился короткий молебен и начиналась церемония поднятия ярмарочного флага над главной башней Гостиного двора, после чего ярмарка считалась открытой.

В фондах историко-этнографического музея города Ирбита, с 1930-х годов хранится икона Иверской Божьей Матери, переданная в коллекцию после закрытия ирбитских храмов. Можно предположить, что именно она ранее находилась в гостинодворной часовне.

Значимой иконографической деталью иконы является изображение на лике Богоматери раны (на правой щеке), из которой сочится кровь.Когда-то первую Афонскую Иверскую икону ударил копьем воин-иконоборец. Из поврежденного места потекла кровь, поэтому на многих списках лик Божией Матери изображается с кровоточащей раной. По одной из версий, икона из Ирбитского музея являлась запасной, заменой главной иконе в часовне, во время ее отсутствия. Очевидно, был сделан список-дубликат «Ирбитской-Иверской», который оставляли, чтобы часовня никогда не оставалась без иконы, когда главная икона была "в ходу". На списке икона была того же вида и размера, как главная, но золотой оклад иконы и жемчуга, что были на главе Пресвятой Богородицы главной иконы, на дубликате, для подобия, написаны красками. Икона датируется 2-й половиной XIX века и, следовательно, ей около 150-170 лет.

Изучив сохранившийся список, мы можем сделать вывод, что утерянная из ирбитской часовни Иверская Богоматерь, кроме ликов и рук, была покрыта по подобию Афонского оригинала, золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом. Это не удивительно, она была главной православной святыней Ирбитской ярмарки - первой в России по оборотам после Нижегородской.

Хотя есть версия, что мы имеем чудом сохранившийся в музее оригинал, который выглядел именно так и до появления в Ирбитской часовне. Он служил дубликатом одной из чтимых   икон Иверской Богоматери, как когда-то одноименная Богоматерь Парижская.

 В последние годы, благодаря инициативе ирбитских священников (особенно протоиерея Владимира Ананьева), сохранившийся в музее редкий список иконы Иверской Богоматери, не только каждый год традиционно предваряет открытие летней Ирбитской ярмарки, участвуя в молебне у Сретенского храма, но и путешествует. Иверская была показана в июле 2019 года в Музее святой Царской семьи в выставочном зале культурно-просветительского центра «Царский» города Екатеринбурга.

Вот что сказал о ней епископ Алапаевский и Ирбитский Леонид, увидев ее в Екатеринбурге: «Иверская икона Божьей Матери – это древняя святыня Ирбитской земли. Многие поколения, сотни людей и гостей города молились перед этим образом Божьей Матери».

Минули века... Сколько незримых бурь пережил этот образ за свою историю! Сколько он хранит загадок! Его второе появление, это не только акт веры и следование традиции. Хочется верить, что общими усилиями мы сохранили одну из светлых страниц нашей истории для грядущих поколений. Пусть падут, как и прежде, печали и невзгоды пред взором Иверской Богоматери и возродится слава Ирбитской земли.  

 

Старший научный сотрудник историко-этнографического музея

Пластинина Надежда Константиновна

 

Список литературы:

1. Аникин В.К. Авторский путеводитель "Прогулки по Ирбиту". Издательство: Екатеринбург: Банк культурной информации. 128 страниц, 2012 год.

 2. Белобровова О.А. Икона Богоматерь Иверская в России. ТОДРЛ. 1996. Т. 49. С. 237–253.

 3. Благовидова Н. Г. Часовни в архитектурно-планировочной среде города. Издательство "Архитектура-С", 2006. 136с.

4. Вялкова С.  Храмы Ирбита. Восход. – 2002. – 4 сент. – С. 2.

5. Герштейн Я. Л. Православная церковь.  Край наш ирбитский: краеведческие очерки / Я. Л. Герштейн. – Екатеринбург, 1997. – С. 67.

6. Степанова Д.С. статья "Храмы Ирбита", Ирбит 2 февраля 2013 г.